В 1938 году музыкальный фестиваль Люцерна начинался, как и все, традиционно. На пюпитре — ноты Симфонии № 88 G-dur Гайдна, в зале потомственные аристократы звенят бриллиантами, да искушенные критики взирают на сцену через пенсне. Многих конкурентов Люцернского фестиваля до сих пор можно описать теми же словами, но швейцарцам удалось этого избежать, так в итоге и не забронзовев. Это современный, живой фестиваль, который старается заинтересовать всех и каждого, а не только выпускников музыкальных школ или консерваторскую публику. Разумеется, в фестивальной программе многие произведения и сегодня требуют от зрителей определенной подготовки, а главные концерты этого года — это все те же Моцарт, Дебюсси, Равель, Стравинский, Вагнер. Да еще и в исполнении прославленных оркестров, главный из которых, безусловно, оркестр Люцернского фестиваля, созданный когда-то самим маэстро Артуро Тосканини.
Позже за дирижерский пульт в этом оркестре встал не кто-нибудь, а Клаудио Аббадо — один из величайших дирижеров в истории музыки! Он сохранил главный принцип своего предшественника — в оркестр приглашались только музыканты с уже состоявшейся сольной карьерой. Сегодня фестивальным оркестром руководит ученик Аббадо Рикардо Шайи, сменивший своего учителя не только в летнем Люцерне, но и на посту главного дирижера миланского театра «Ла Скала». Впрочем, на благо фестиваля трудятся не только музыканты, но и, например, архитекторы. Так, Жан Нувель построил в городе Центр культуры и конгрессов KKL, огромный концертный зал которого славится лучшей в мире акустикой!Однако главное имя на афишах летнего фестиваля этого года — это, разумеется, никакой не архитектор и даже не дирижер, а пианист. Виртуоз Лан Лан — один из тех музыкантов, кто никого не оставит равнодушным. Публика либо обожает его, превознося до небес, либо полностью отвергает, так и не простив ему популярности, сравнимой с той, что положена лишь поп-звездам. Такое классическому музыканту не по статусу. Ну как, скажите на милость, артист, имеющий дело с одухотворенными Бетховеном или Бахом, может позволить себе пить на экране банальное пиво в каком-то там телесериале вроде «Моцарта в джунглях»?! Это же неслыханная дерзость! Правда, подобные реплики не мешают Лан Лану захлебываться в овациях после каждого концерта, собирать неизменно полные залы, иметь многомиллионную армию самых настоящих фанатов и даже попасть в сотню самых влиятельных людей на планете Земля, как это случилось с ним в 2009 году. Согласитесь, неплохо для пианиста. Любое его выступление — это полноценный спектакль: Лан Лан шутит с другими музыкантами, порой дурачится и из кожи вон лезет, лишь бы избавить классическую музыку от налета чопорности, который её неизменно сопровождает. Глаза пианиста подобны его стремительным пальцам, они все время в движении, то мечутся по потолку, то стрельнут в зал, то пускают искры в сторону кого-то из оркестрантов. Его выступления запоминаются, причем даже если вы впервые оказались в зале, где исполняют классическую музыку. А для слушателей в итоге это, наверное, и есть самое главное.